среда, 15 ноября 2023 г.

Родительское собрание «Дружный класс»

 Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе средствами технологии развития критического мышления.


Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «буллинг».
  2. Дифференцировать понятия «буллинг» и «конфликт».
  3. Сформировать представление об алгоритме действий при появлении признаков насилия по отношению к ребенку.

Буллинг — это повторяющиеся акты различных видов насилия, издевательств со стороны одного лица либо группы лиц в отношении индивида, который    не    может    себя    защитить;  травля    одного     человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности. Буллинг всегда преследует цель – затравить жертву, вызвать у нее страх, унизить, подчинить.

Существуют следующие виды травли:

  1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
  2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
  • невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
  • повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  • школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

ЧЕМ ТРАВЛЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КОНФЛИКТА?
ТРАВЛЯКОНФЛИКТ
В травле есть неравенство силВ конфликте люди равны
Травля — длительный процессКонфликт — более локальный, разовый
У травли нет явного повода.У конфликта есть повод
Травля всегда намереннаконфликт случаен
Поскольку у травли нет повода, непонятно,

когда она прекратится. Нет четких фаз.

У   конфликта   есть   фазы.   Он   может

прекратиться, когда повод исчерпан.

Травля часто сопряжена с унижением.
Конфликт    не     предполагает                    явного

унижения. Конфликт — борьба интересов.

Потенциально «жертвой» или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники — это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

 

Ролевая модель буллинга. (Слайды)

Как распознать буллинг. Признаки буллинга.

О насилии в отношении ребенка могут свидетельствовать особенности его поведения, настроения, внешний вид, «беспричинные» пропуски занятий и снижение успеваемости. Если Вы заметили за своим ребёнком серьёзные перемены не в лучшую сторону, это повод задуматься и более пристально за ним понаблюдать, а в случае подтверждения опасений о травле ребёнка незамедлительно обратится к администрации школы, или к классному руководителю, или к психологу.

Ученик на всех переменах один.

Он всегда один выполняет задания в малых группах.

Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.

Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.

Стал хуже учиться.

Стал хуже себя чувствовать (психосоматика). С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.

Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия.

Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе. Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов. В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.

Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.

Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого:

«просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды.

Последствия травли.

  1. Снижение успеваемости
  2. Заниженная самооценка
  3. Одиночество, изоляция
  4. Негативные социальные явления (употребление алкоголя, ПАВ)
  5. Комплекс выученной беспомощности («я не могу ни на что повлиять, ничего изменить», поиск виноватых)
  6. Равнодушие
  7. Нормализация насилия («травля – это нормально»)
  8. Трагические события
  9. Закалка характера

Все перечисленное относится к последствиям  травли, кроме закалки характера (это МИФ).

ОНИ КАСАЮТСЯ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ  СТЕПЕНИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ  ПРОЦЕССА ТРАВЛИ: ЖЕРТВ,  АГРЕССОРОВ И СВИДЕТЕЛЕЙ.

 

1.                 Упражнение (работа в малых группах)

Уважаемые родители, предлагаем вам разделиться на три группы и сесть за столы. На данном этапе мы будем составлять кластер:

Посередине чистого листа напишите ключевое слово, которое является

«сердцем» кластера – это «буллинг».

Вам необходимо зафиксировать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данного термина. Записывайте все, что приходит на ум, дайте волю воображению и интуиции. Продолжительность работы 3-4 мин.»

После чего группы представляют результаты своей работы.

 

  1. Работа в малых группах (приложение 1)
  • группа

Из предложенных карточек выберите те, которые неверны и приведут к ухудшению ситуации, а не к конструктивному взаимодействию.

 

На вопрос ребенка: «Что мне делать, меня обижают в классе?» или «Моего одноклассника травят!», родители говорят:

 

 

«Дай сдачи»

«Не обращай внимания»«Это же дети, подумаешь, подрались!»
 

«Не буду вмешиваться, сделаю только хуже, разбирайся сам»

 

 

«Не вмешивайся, а то и тебе достанется»

«Сами разбирайтесь, учись строить отношения.

Будешь крепче, преодолев препятствие»

 

«Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть (гибче, мягче, добрее, веселее)»

«Ты должен быть выше этого, не замечать, пусть себе толпа

глумится, мы-то знаем, что ты (выше, лучше,

умнее, чище)».

«Меня саму травили в школе, меня никто не защитил, поэтому я сейчас пойду и всех их по камешку

разнесу»

 

«Меня самого травили, я дрался до последнего, и победил – и ты иди,

дерись, ты же мужик»

 

«Ничего, все само пройдет»

«Ничего страшного, не каждый человек должен быть популярен в

классе».

«Расскажи мне обо всем»«Давай все обсудим»«У тебя в классе есть друзья?»
«А ты сделай что-то, впечатли всех и отношение к тебе

изменится»

«Похоже, тебя травят. Давай подумаем, как мы будем действовать»«Это проблема не только твоя, а всего класса»

 группа

Из предложенных карточек выберите те, которые верны и приведут к улучшению ситуации и конструктивному взаимодействию (карточки те же, что в 1 группе).

Далее организуется обсуждение в общей группе.

Приложение 1

«Мама, они меня обзывают!» — родителю школьника лучше всего заранее быть готовым к такому повороту событий. Однако не каждый сможет дать действительно полезный совет. Что же сказать ребёнку, которого обижают в школе, и как вести себя самому?

1.  «Дай сдачи»

Этот совет — лидер по популярности и одновременно по нецелесообразности, вредности и нелогичности. Во-первых, он приучает ребёнка к тому, что все проблемы можно   (и нужно)   решать   силой.    Во-вторых,    проблема    агрессивного    поведения не исчезнет, просто теперь сменятся роли.

По данным Фонда развития интернета, каждый шестой агрессор раньше был жертвой буллинга

Так что своим советом вы дадите ребёнку не только ложное представление о том, как цивилизованно решать конфликты, но и индульгенцию на вымещение накопленной обиды и злости на других детях. Те в свою очередь получат от старших ту же рекомендацию — дать сдачи, продемонстрировать силу.

К тому же сложно дать сдачи, если тебя травят группой: загнанный в угол тремя- четырьмя одноклассниками или старшеклассниками ребёнок просто физически не может постоять за себя. Если агрессор один, но в два раза шире и на голову выше ребёнка, ответная агрессия   жертвы   может   только   подстегнуть   и раззадорить его.   Возможен и другой сценарий: доведённый до отчаяния ребёнок вполне способен нанести серьёзные повреждения обидчику, например, на глазах у учителя, который всей ситуации не знает, а застал лишь кульминацию истории и сделал соответствующие выводы. Тогда вина ляжет, как ни парадоксально, на жертву.

2.  «Не обращай внимания»

Совет, который встречается практически так же часто, как и предыдущий. И его тоже нельзя назвать рациональным. У ребёнка может сформироваться ошибочное мнение: мне плохо — я не должен обращать на это внимание, мои переживания не важны — я не важен, в том числе и для родителей. Нужно дать чётко понять ребёнку, что он самое важное для вас и всё, что тревожит его, волнует и вас. Вдобавок схема «не обращай внимания — сам отстанет» очень часто не срабатывает: агрессор, не сумев добиться желаемой реакции своими действиями, может начать искать другие, уже гораздо более жестокие и изощрённые методы травли.

3.  «Это же дети, подумаешь — подрались»

Зачастую происходит подмена понятий, и родители принимают каждый синяк или царапину за буллинг или, наоборот, даже самые откровенные признаки списывают на детские пустяковые стычки — мол, сами разберутся. У настоящего буллинга есть три основных маркера, которые не позволят ошибиться и которые важно уметь распознать: намеренность, повторяемость, неравенство сил. Другими словами, если угрозы, унижения, оскорбления, порча вещей, высмеивание, шантаж, физическое насилие стали регулярны, вред был причинен нарочно, а ребёнок не может постоять за себя и глубоко переживает происходящее — это буллинг. Даже если нет пресловутых синяков (эмоциональный, психологический террор незаметен, но от этого не менее опасен).

Однако может оказаться, что драка или ссора — просто единичный мимолётный конфликт интересов, который дети уладили самостоятельно. Вполне вероятно, что уже завтра вчерашнего противника ваш ребёнок пригласит в гости. Поэтому важно помнить простое правило: наблюдайте за поведением ребёнка и постарайтесь получить от него максимум информации, заметив неладное.

4.  «Не буду вмешиваться — сделаю только хуже»

Нет. Сделать хуже можно как раз отсутствием какой-либо реакции на проблемы ребёнка. В первую очередь необходимо дать ему понять очень важную вещь: что бы ни случилось, вы всегда поддержите. Это очевидно для вас, но может быть открытием для ребёнка. Фразы, без которых не обойтись: «Спасибо, что рассказал мне», «Ты ни в чём не виноват», «Мы со всем справимся». Ребёнок должен понять, что взрослый знает о ситуации, что он взял часть ответственности на себя, что теперь будет легче. Однако полностью брать контроль в свои руки не стоит. Лучше не предпринимать ничего без ведома ребёнка и каждый шаг обсуждать и согласовывать по мере возможности с ним.

Если у вас есть все основания опасаться, что здоровью ребёнка может что-то угрожать, например, на протяжении нескольких недель вы замечаете следы побоев или ребёнок часто плачет из-за поведения своих сверстников, полезно собрать доказательства травли: выписки из травмпункта, диктофонные записи реальных угроз и оскорблений, SMS, распечатки звонков, сообщения и посты в социальных сетях, свидетельства одноклассников, друзей. С их помощью обезопасить вашего ребёнка будет проще. Есть шанс, что обидчик или его родители наконец осознают: у любого действия есть последствия. И также собранные доказательства можно представить администрации школы, для педагогов это будет сигналом. Помимо этого, можно сформировать так называемую буферную зону: приглашайте одноклассников ребёнка в гости, чтобы посмотреть, как он общается с другими детьми.

Познакомьтесь поближе с их родителями, заручитесь поддержкой учителей, вступите в родительский комитет, отдайте ребёнка в секцию по интересам, где он сможет завести новых друзей. Если ничего не помогает — переводите ребёнка в другую школу. Да, это стресс, но гораздо меньший, чем ежедневные унижения и травля.

5.  «Не вмешивайся, а то и тебе достанется»

Молчание, конечно, золото, но не в борьбе с буллингом. Говорить, говорить и ещё раз говорить   о проблеме, а не замалчивать её. На всех   доступных   уровнях. Говорить с детьми должны   родители   и учителя —   о взаимовыручке   и поддержке,   честности и справедливости. Очень часто травля становится возможной ещё и потому, что за жертву некому заступиться — все боятся. «Не лезь, а то ещё сам получишь» — такие советы, конечно, могут уберечь ребёнка от определённых боевых травм, однако велика вероятность воспитать равнодушного эгоиста и молчаливого свидетеля. Необязательно внушать ему мысль о том, что надо в любой ситуации кидаться на амбразуру. Иногда достаточно просто привлечь внимание кого-то из взрослых, позвать учителя, сообщить охраннику или кому-то ещё из школьных работников о том, что кого-то обижают.

Обсуждение проблемы —   это   первый   шаг   к её решению.   Говорить   нужно и с самими родителями, и с педагогами. Так, в сентябре прошла антибуллинговая кампания «Будь сильнее — будь другом!» — социальная инициатива телеканала Cartoon Network, реализуемая совместно с Фондом Развития Интернет. Кампания была призвана привлечь внимание общественности к острейшей проблеме, а также научить детей толерантности, дружбе и тому, как правильно реагировать, если тебя или кого-то из друзей обижают. Противопоставляя дружбу буллингу, кампания предлагает задуматься над тем, что мы можем сделать, чтобы спустя десятилетия сегодняшние школьники оставили о своём детстве только хорошие воспоминания и приобрели настоящих друзей.

6. «Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть (гибче, мягче, добрее, веселее)

Объяснений, почему возникает травля — воз и маленькая тележка. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа, тюрьма, армия), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия, приведший к виктимности или агрессивности). Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать. Но. Если из всего этого делается вывод: «так что же вы хотите, вот ведь сколько причин, потому и травят», это и есть оправдывать, объясняя. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети — не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. С этой точки зрения неважно, кто какая буква. Будь ты хоть трижды альфа, будь он хоть сто раз странный и «не такой», травить не смей!

Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности «анализирует причины», вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет.

Надо ставить цели скромнее: нет задачи изменить причины, есть задача изменить ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы детей.

7.           «Ничего, само пройдет»

Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно. Позже — есть небольшой шанс. Если в группе найдутся достаточно авторитетные дети (не обязательно лидеры), которые вдруг увидят эту ситуацию иначе и решатся заявить о своем видении — это может сильно уменьшить травлю. Но до 12 с собственной моралью у детей слабовато (еще и мозг не созрел). И задавать им моральные ориентиры обязаны взрослые. Дети в этом возрасте очень готовы их услышать и принять. И наоборот, в подростковой группе взрослый может и не справиться, если там уже сложилась, так сказать, «антимораль». По крайней мере, ему будет гораздо труднее.

8.«Ничего страшного, не каждый человек должен быть популярен в классе».

В данном случае путают травлю и непопулярность. Никто ником3у не обязан, чтобы его все любили. Не могу быть все одинаково популярны. Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – НАСИЛИЕ. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия. Многим детям и не нужна особая популярность в классе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертны, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, случайно собранной по административному признаку, а совсем к другой группе. Они хотят одного — безопасности. И имеют на нее полное право. Взрослые, сводящие все к непопулярности, часто искренне стараются исправить дело. Они обращают внимание группы на достоинства жертвы, пытаются повысить ее рейтинг особыми поручениями и т. д. И это все очень мило и действенно, при одном условии: травля как насилие УЖЕ прекращена. Тогда да, можно грамоты на стенку вешать. Если нет — все и любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки.

9.  «А ты сделай что-то, впечатли всех и отношение к тебе изменится»

Эту ошибку, кстати, нередко поддерживают детские книжки и фильмы. Соверши подвиг, впечатли всех, и жизнь наладится. Если дело только в непопулярности — может быть. Если идет травля — нет. И даже может быть наоборот. Как-то я общалась с девицей, со смаком вспоминавшей, как они в каком-то лагере для детей-мажоров травили Яну Поплавскую, которая вип-родителей не имела, а путевку ей дали после успеха фильма про Красную Шапочку. Травили «чтобы знала, что она все равно не нашего круга, хоть и артистка». Сама девица была похожа на крысу, если честно.

10.    Считать травлю проблемой жертвы

Если это не вашего ребенка травят — не думайте, что лично у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой — в том числе и ваш — ребенок может оказаться «назначен» группой исполнить ее волю и «дать ему как следует». Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор и…

11.  Считать травлю проблемой личностей, а не группы

Это подход типа «все дело в том, что они такие».

Чаще всего приходится слышать, что жертва — «такая» (причем неважно, в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, «индиго» и т. д.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий